Татьяна Дорошенко - Изделия из керамики. Изделия из фаянса украшают цветной глазурью или расписывают


это что такое? Чем отличается фарфор от фаянса?

Человечество еще с древних времен использовало фаянс для изготовления тарелок и чашек. А в современном мире керамическая посуда считается практически незаменимой. Хотя стиль изделий, технология их производства постоянно меняются, но сам материал остается неизменным. Что такое фаянс, и какими особенностями он обладает – попробуем разобраться в этой статье.

Что являет собой фаянс

Фаянс – это материал, из которого изготовляют посуду, предметы интерьера, архитектурные элементы и т. д. Он характеризуется хрупкостью, плотностью и мелкой пористостью. Название этого материала походит от итальянского города Фаэнца, который славился производством керамических изделий.

Фаянс в основном используют для производства посуды, сувениров и разных керамических подарков. Статуэтки такого типа отличаются от фарфоровых яркостью и насыщенностью цветов и смотрятся очень сказочно. Что касается столовых принадлежностей, посуда из фаянса чаще всего изготовляется простой формы и выглядит обычно. Она идеально подходит для повседневного приема пищи с простой сервировкой стола.

Разновидности фаянса

В зависимости от состава и количества примесей различают несколько видов фаянса:

  1. Известковый фаянс – кроме кварца и белой глины в состав входят мел и доломит. Благодаря этим добавкам изделия изготовляются намного проще и быстрее.
  2. Мягкий фаянс – к традиционному составу добавляются разные плавни – вещества, которые при термальной обработке образуют легкоплавкие соединения.
  3. Полевошпатный фаянс – он содержит определенное количество полевых шпатов (породообразующих минералов).
  4. Твердый фаянс – это наиболее прочный материал. Такие изделия отличаются высокими механическими характеристиками. Обжог твердого фаянса проходит при очень высокой температуре.

История фаянса

Человечество знало, что такое фаянс, еще 4 тыс. лет до н. э. Состав первой керамики немного отличался от производимой в наши дни. В Месопотамии и Египте фаянсовые изделия изготавливали из кварцевой гальки с примесями соды, известняка, медной и железной руды.

Намного позже фаянс появился в Старом Свете. Сначала его выпускали под названием майолика в некоторых городах Италии. Затем фаянсовые изделия высокого качества производили во Франции, в городе Сен-Порше.

На Руси фаянс получил известность в XVIII веке. В Москве работали целые фабрики по производству керамических изделий. Фаянсовая посуда расходилась среди населения большими темпами и пользовалась невероятной популярностью. Изделия разных фабрик отличались между собой. Так, мастера мануфактуры Гребенщикова расписывали посуду по сырой эмали. Фаянс Товарищества Кузнецова отличался разноцветными глазурными покрытиями, объемными рельефами или печатными рисунками. Фабрика Гжель производила изделия преимущественно синего цвета, а также с золотой росписью.

Конаковский фаянс

Большое развитие в производстве фаянсовых изделий совершил М. С. Кузнецов, который выкупил в 1870 году фарфоровый завод в городе Конаково. Он выпускал преимущественно фаянсовую посуду с ручной росписью или с печатными рисунками. Примерно через 20 лет Кузнецов начал производить посуду из полуфаянса, фарфора и керамики. С середины 20-х гг. XX века завод начал привлекать к работе лучших художников и мастеров росписи для создания красивых рисунков на посуде и творения анималистических скульптур. Их произведения пользовались спросом, что, в свою очередь, способствовало расширению производства.

Со временем художники сумели создать определенный стиль своим изделиям: органичные по форме фаянсовые предметы играли жизнерадостной яркой росписью и потечной глазурью. Конаковский фаянс экспортировали во многие страны. Некоторые изделия благополучно сохранились и до наших дней.

Семикаракорская керамика

Семикаракорский фаянс – яркое художественное явление Донской земли. Ростовская область занималась изготовлением керамики еще с древних времен. Многие археологические находки свидетельствуют о существовании кустарных гончарных мастерских в Семикаракорске еще с дохристианских времен.

Художественный стиль семикаракорского фаянса отличается оригинальной росписью, букетно-растительными орнаментами, природными сюжетами, историческими мотивами. Мастера в своих рисунках сумели передать всю красоту и могущество своего края, донские традиции, дух казачества.

Благодаря высокому уровню художественного мастерства семикаракорский фаянс во всем мире считают произведениями искусства.

Виды фаянсовых изделий

В наши дни практически везде используется фаянс. Это связано не только с его дешевизной, но и с простотой изготовления таких изделий. Наиболее часто из фаянса производят посуду: салатники, тарелки под закуски и для вторых блюд, глубокие миски, селедочницы, подставки под хлеб и кондитерские изделия, соусники, бульонные вазы и супницы, чашки для горячих напитков, молочники, кружки, солонки и сахарницы. Нередко в наши дни в магазинах можно увидеть большой ассортимент архитектурных элементов из фаянса, облицовочную плитку, унитазы. Такие предметы интерьера свидетельствуют не только о хорошем вкусе владельца, но и о его финансовом благополучии.

Как делают фаянсовую посуду

Для создания фаянса обязательно используют два компонента: кварц и огнеупорную белую глину. Процесс изготовления керамического изделия начинается с обработки последней. Так, проводят несколько раз обжигание глиняной массы при температуре 1050 ºС, во время этого она должна поменять цвет. Затем при температуре 950 ºС наносится цветная или прозрачная глазурь. На завершающей стадии делается повторный обжиг. В результате такого воздействия фаянсовая масса остается пористой и пригодной для украшения рисунками. Если фаянс обжигать при низких температурах, он будет лучше сохранять интенсивные подглазурные краски.

Таким образом, материал проходит много этапов обработки, пока получится готовый фаянс. Фото процесса изготовления тарелки иллюстрирует тонкость этого процесса.

Фаянсовая сантехника

В последнее время все большей популярностью пользуется сантехника из фаянса. Ее производство происходит по другой технологии, чем изготовление посуды или статуэток. Для создания высокой прочности материала изделия покрывают специальной глазурью. При правильной и бережной эксплуатации фаянсовая сантехника способна прослужить достаточно долго, при этом она будет выглядеть так же, как и во время покупки.

Как отличить фаянс от фарфора

Многие не знают, чем отличается фарфор от фаянса, и часто путаются, хотя между ними существует определенная разница. Фаянсовые изделия характеризуются низкой степенью белизны, большей толщиной стенок и меньшей прочностью. Готовые предметы отличаются плавными формами. Фаянсовая посуда по сравнению с фарфором неспособна долго сохранять тепло. Кроме того, такие изделия не выдерживают высокие температуры. Если посуду помыть в горячей воде, она может потрескаться. Поэтому во многих случаях более практично использовать столовые принадлежности из фарфора.

Чтобы хорошо разобраться, чем отличается фарфор от фаянса, можно провести сравнение изделий из этих материалов. Первое и важное отличие – звонкость предмета. Надо легко постучать по краю тарелки. Фарфоровое изделие издаст длительный и отчетливый гул. В то же время фаянс прозвенит глухим звуком.

Также определить фаянс можно и по внешним признакам. Посуда из этой керамики совсем не пропускает свет. Это объясняется тем, что изделия обжигаются при сравнительно низкой температуре. Весомым отличием является гладкая нижняя поверхность посуды. Иногда можно заметить небольшие впадины, которые образовались при обжиге. Для сравнения, низ фарфора всегда шероховатый.

Обладателям фаянсовой посуды следует более бережливо к ней относиться и следить за ее состоянием. При появлении трещин использовать такие изделия нежелательно, поскольку болезнетворные бактерии проникают в поры фаянса и могут провоцировать развитие разных заболеваний.

Как ухаживать за фаянсом

Как и любая посуда, фаянсовые изделия требуют определенного ухода. Учитывая все свойства этого материала, очень важно придерживаться правил эксплуатации, чтобы продлить срок службы фаянса.

Самое главное правило – мыть изделия из фаянса можно только в теплой воде, а ополаскивать в холодной. В случае применения горячей воды на посуде образуются маленькие трещинки, и нарушается структура материала.

Моющие средства, особенно порошки, лучше не использовать. Для осветления потемневшей фаянсовой посуды можно применять раствор питьевой соды или соли с уксусом в соотношении 1:1. Особенно аккуратно следует ухаживать за изделиями с позолотой. Дело в том, что рисунки, которыми украшены фаянсовые изделия, покрыты глазурью. Поэтому после многократного мытья сохраняются в первозданном виде. Что касается позолоты – она наносится по глазури и постепенно стирается от регулярного использования. Поэтому места, украшенные золотой краской, нельзя сильно тереть, лучше воспользоваться мягкой тканью или губкой. Удалять пятна с фаянсовых изделий можно с помощью тряпочки, смоченной в небольшом количестве нашатырного спирта.

Несмотря на преимущества фарфора, люди все равно продолжают покупать фаянс. Это стимулирует керамических производителей изготавливать новые изделия для самых разнообразных целей.

fb.ru

история, состав и качетсво, как выбирать посуду

Фаянсовая посуда производиться из глины, поэтому относится к керамике. Слово «Фаянс» произошло от названия итальянского города Фаэнца. Именно в этом городе процветало производство различной керамической посуды.

История фаянсовой посуды

Впервые о фаянсовой посуде упоминается в манускриптах Древнего Египта. Исходя из раздобытых фактов, можно с уверенность сказать, что фаянс уже был известен в Египте и в Месопотамии почти за 5 тысячелетий до нашей эры. Состав посуды того времени имел много отличий от современного, ведь в те времена фаянсовую посуду производили из кварцевого камня – гальки. К этому камню добавляли различные примеси типа соды, известняка, медной и железной руды.

С XVI столетия фаянс начал набирать популярность в мире. Первое время его называли майоликой и выпускали в Италии, в городах Фаэнце, Урбино, Губбио. Через некоторое время производством фаянсовой посуды начали заниматься во Франции в Сен-Порше.

В Украине, еще с Триполья славившейся своей керамикой, фаянс начали выпускать с XVIII века. В России, в Москве, фабрика Гребенщикова производила фаянсовую посуду, которая в свою очередь расписывалась мастерами прямо по сырому слою эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова, которые выпускали фаянсовую посуду, покрытую разноцветной глазурью с печатным рисунком и с объемным рельефом, донесли свои умения до нынешних времен. Фаянсовые изделия с рисунками синего цвета, расписанные золотом, производили на фабрике в Гжели.

Фаянсовая посуда: состав и качество

Фаянсовая посуда – чашки и тарелки, которые преобладают в нашем кухонном обиходе. Материал этой посуды имеет свои отличительные признаки. Обожженная масса для производства изделия – фаянсовый черепок, который характеризуется:

  • Хрупкостью
  • Мелкопористостью
  • Плотностью.

Фаянсовую посуду имеет особые отличия — внутреннюю белизну и наличие цветной или бесцветной глазури снаружи. В состав этого материала — смесь огнеупорной белой глины и кварца. По количеству и характеру примесей выделяют 4 вида фаянса:

  1. Известковый фаянс. Кроме беложгущегося вида глины и кварцевой добавки в состав изделия входит доломит и мел. Такую посуду подвергают недолгому термическому обжигу при низких температурах.
  2. Мягкий фаянс. Помимо традиционной глины и кварцевой добавки, в состав материала для фаянсовой посуды данной категории входят различные плавни – это вещества, образующие в процессе обжига легкоплавкие соединения.
  3. Полевошпатный фаянс. Исходя из названия, становится ясно, что в состав материала для такого фаянса, наряду с белой глиной и кварцем, вводится определенная доля полевого шпата – породообразующего минерала.
  4. Твердый фаянс. Этот вид фаянса имеет высокие механические характеристики. Изделия в процессе производства твердого фаянса обжигаются при самых высоких температурах.

Фаянсовую посуду на предприятиях общественного питания чаще всего используют в небольших кафе и кофейнях, фаст-фудах, а самую качественную применяют в ресторанах. Это белая керамика, которая способна впитывать влагу в небольшом количестве. В отличии от фарфоровой посуды, фаянсовая посуда не просвечивается даже на самых тонких участках. Легкий удар по краю фаянсовой посуды издаст глухой короткий звук, который говорит о невысокой температуре обжига в процессе производства. Фарфор при ударе издает чистый, четкий и продолжительный звук. Фаянсовой посуды имеет пониженную механическая прочность и более низкую стойкость к термическим воздействиям по сравнению с фарфором. Именно по этой причина фаянсовую посуду делают толще, чем фарфоровую.

Уход за фаянсовой посудой

Посуду из фаянса нежелательно мыть в слишком горячей воде. Наилучшим вариантом для мытья является теплая вода. Ополаскивать фаянс нужно холодной водой. При этом запрещается резкий перепад температур. Неосторожное обращение может вызывать последствия. Не удивляйтесь, если ваша тарелка или миска в скорости покроется большим количеством трещин.

Ни в коем случае нельзя ставить такую тарелку на горячую плиту, даже для просушки, а тем более – чтобы готовить или подогревать в ней еду. Горячая вода может привести к тому, что глазурь, покрывающая фаянс, растрескается. Фаянсовой посуде не имеет особой прочности, поэтому, чтобы избежать трещин и сколов, обращаться с ней следует очень аккуратно и внимательно.

При мытье фаянсовой посуды не используйте металлические губки, шлифующие поверхность, так как они легко царапают глазурь и другие деликатные покрытия.

Не стоит накрывать фаянс крышкой, если вы не хотите, чтобы во время хранения, он источал неприятный запах. Однако если вы с этим столкнулись, то исправить ситуацию можно с помощью кухонной соли и уксусной кислоты. Просто добавьте эти вещества в небольшое количество теплой воды и сполосните посуду.

Весь профессиональный фаянс можно легко штабелировать, складывая тарелки одна в другую, размещая блюдца плотно одно на другое, чашки и салатники выставляя пирамидой за счет идентичной формы. Такая особенность экономит и без того дефицитные места в кухонных шкафчиках, а также позволяет без проблем переносить стосы посуды, составленной в стопки в существенных количествах.

Какими достоинствами обладает фаянсовая посуда

Фаянсовая посуда — это очень популярный вид кухонной утвари. Сегодня ни один среднестатистический дом не обходится без фаянсовой посуды.

Наиболее распространены среди потребителей являются такие приборы:

  • Наборы закусочных и мелких тарелок, предназначенных для подачи второго блюда
  • Тарелки, служащие для подачи хлеба, булочек и кондитерских изделий
  • Глубокие мисочки (более объемные тарелки)
  • Салатные тарелки, селедочницы и блюда разного диаметра
  • Десертные тарелки разного объема и диаметра
  • Плоские блюда круглой формы для сервировки мясных и овощных нарезок
  • Чайники и чайные чашки разного объема
  • Бульонные чашки с крышечками
  • Кофейники и кофейные чашки
  • Молочники, вазочки, сахарницы
  • Чашки для подачи супа
  • Кружки и пиалы
  • Соусницы и др.

Достоинства фаянсовой посуды:

  • Низкая стоимость
  • Относительная прочность, в сравнении с глиной или терракотой
  • Практичность в каждодневном использовании и хранении
  • Красивый внешний вид за счет использования подглазурного декора
  • Высокая теплоемкость изделий, например, супниц и чайников
  • Экологически чистая и безопасна для здоровья человека.

Как выбирать фаянсовую посуду

Выбирая фаянсовую посуду, нужно обращать внимание на качество ее поверхности — внутри и снаружи. Она должна быть идеально гладкой, ведь малейшие шероховатости и поры могут скапливать грязь и микробы. Делается это достаточно просто: нужно поймать на глади тарелки солнечный луч и внимательно осмотреть поверхность. Под таким естественным прожектором можно легко увидеть все недостатки.

Считается, что лучше приобретать любую посуду, в том числе фаянсовую, от известного производителя. Больше всего доверия завоевали брендовые компании. В любом случае – не стоит покупать посуду с рук на улице, так как кустарные мануфактурщики позволяют себе применение токсичных компонентов в составе керамики и красок, которыми украшаются их изделия. А ведь посуда – это незаменимый атрибут в приеме пищи. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем, пытаясь совершить сомнительную по качеству покупку у уличного торговца. Отдавайте предпочтение более цивилизованным местам торговли.

Декор в виде узоров, росписи, золотых ободков и прочих элементов, украшающих профессиональный фаянс, наносят при производстве обязательно под глазурь при самых высоких температурах. Благодаря этому изображение не изменяется, не блекнет и не изнашивается даже через долгое время. Кроме этого, качественная профессиональная посуда из фаянса может использоваться и в микроволновой печи. А за счет особого состава и двойного слоя глазури, блеск на такой посуде сохраняется на протяжении длительного времени.

Что лучше — фаянс или фарфор, и как их различить

Фаянс по структуре и внешнему виду очень похож на фарфор. Но фарфоровая посуда – элитная, дорогая и прочная керамика. Ее свойства намного лучше, а качество – выше. Конечно, непосвященному человеку трудно заметить отличия фаянсовой и фарфоровой посуды. Но присмотревшись, можно научиться их замечать.

Отличия фаянсовой посуды от фарфоровой:

  1. Более низкая степень белизны, меньшая прочность, большая толщина стенок и не такая плавность формы готового изделия.
  2. В фаянсовой посуде не может так долго сохраняться теплая пища, как это происходит в фарфоровых аналогах за счет большей плотности материала.

Фаянсовая посуда не выдерживает высокую температуру, чем она отличается от толстостенных фарфоровых изделий.

Фарфоровая посуда запросто моется в горячей воде, ну а фаянсовая от такого воздействия, скорее всего, потрескается.

Еще один хороший способ отличить фаянсовую посуду от фарфоровой, — постучать по краешку тарелки. Фарфоровые изделия издают отчетливый и продолжительный звук, словно гул. Фаянсовая посуда отзовется только глухим коротким звуком.

Несмотря на все преимущества фарфоровой посуды перед фаянсов, спрос на фаянс постоянно растет.

gotov-doma.com

Фарфор и фаянс: различия и сходство

Фаянс и фарфор – родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и полевого шпата. Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью.

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок мела и доломита.

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции. Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия.

Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей каолина, подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс...

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.

При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы...

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.
Технологические параметры:
  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.
Художественные особенности:
  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.
Ценовые качества:
  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.

Предыдущая статья: Урановое стекло

Следующая статья: Костяной фарфор

А вы читали другие статьи этого раздела?

Полезно знать

finesell.ru

1.6. Декорирование керамических изделий

Для придания изделию окончательного вида его подвергают декорированию - процессу украшения рельефом, глазурью, росписью и т.д. Декорирование осуществляют разными методами (рис.7): скульптурными (созданием рельефа, контррельефа, гравировкой и т.д.), живописными (росписью керамическими красками, ангобами, глазурями и т.д.) и технологическими, которые не только украшают изделие, но и улучшают его свойства (покрытие изделий глазурями, ангобами, эмалями, люстрами). Декорирование скульптурными методами производят на свежеотформованном или подвяленном изделии, находящемся в кожетвердом состоянии. Декорирование живописными методами ведут на высушенном, обожженном, глазурованном изделиях.

Глазурованием называют процесс покрытия высушенного или обожженного изделия сырьевой суспензией - шликером, который в процессе обжига образует глазурь - стекловидное покрытие на поверхности изделия толщиной 0,1-0,3 мм. Глазурь придает изделию большую механическую прочность, защищает от загрязнений и служит одним из основных средств декора. Глазури могут быть прозрачными, непрозрачными (глушенными) - скрывающими цвет материала изделия, блестящими и матовыми, бесцветными и цветными. Глазурование проводят окунанием изделия в глазурный шликер, поливом изделия шликером, распылением шликера на изделие.

Чаще всего перед глазурованием изделие подвергают первому предварительному обжигу - утильному обжигу, после которого изделие набирает достаточную механическую прочность, чтобы не разрушиться при намокании глазурным шликером.

Методы декорирования

Скульптурные Живописные Технологические

Рельеф Роспись Глазурование

Контррельеф Аэрография Ангобирование

Ажур Декалькомания Лощение

Инкрустация Мраморизация Томление

Гравировка Пастилаж Обвар

Тиснение Резерваж

Фландровка Шелкография

Перевод печати

Декорирование штампом

Рис.7. Классификация методов декорирования

Крупногабаритные изделия после тщательной сушки можно покрывать глазурным шликером без предварительного обжига. Утильный (утельный) обжиг предотвращает возникновение дефектов глазури, связанных с газовыделением из изделия через слой глазури во время обжига. Второй обжиг, который проводят для образования глазурного покрытия, называют политым. Однократный обжиг неглазурованного изделия, при котором оно приобретает конечные свойства, называют бисквитным, а само изделие после обжига - бисквитом. Для закрепления надглазурных керамических красок проводят третий - муфельный или декоративный обжиг.

При политом обжиге на поверхности пористого керамического тела образуется плотная пленка стекла; при этом возможно возникновение на глазури различных дефектов, портящих внешний вид изделия. Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек - сеть мелких волосяных трещин на глазури, а также отслаивание глазури. Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделия. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури - снижение блеска и шероховатость, матовость - при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость, слабый блеск - при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига. При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникнуть натеки - утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины - отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка - стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утельного обжига могут образоваться наколы - точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800-1000°С - пузыри или прыщи.

Необходимо заметить, что каждый из перечисленных дефектов может иметь одну или несколько причин, связанных как с неправильным приготовлением глазури, так и с несоблюдением режима обжига или техники глазурования. Судить уверенно о том, какая из причин является определяющей, можно лишь после специально проведенных экспериментов. Для исключения возможных дефектов необходимо пользоваться специально подобранной для данного материала глазурью, тщательно соблюдать рекомендации по ее нанесению (не наносить толстый слой, не оставлять неглазурованных мест, добиваться равномерного покрытия, очищать изделие перед глазурованием от пыли, пятен жира и т.д.), соблюдать режим обжига и не торопиться извлекать глазурованное изделие из печи, не охладив его до 60-80°С. Глазурные дефекты иногда служат также элементами декора, так цек используют для создания глазурей типа кракле, оттеняя сеть волосяных трещин. Используют также декоративную сборку.

Долгое время глазури готовили с использованием соединений свинца, придающих глазурям хороший блеск, растекаемость и легкоплавкость. Однако в последнее время, учитывая токсичность свинца, для многих керамических изделий (посуда), стали использовать бессвинцовые глазури.

Приготавливая глазури для фаянса и майолики, смесь их компонентов предварительно расплавляют, затем выливают в холодную воду. Этот процесс называют фриттованием. Образовавшуюся фритту подвергают помолу. Фриттование необходимо для перевода водорастворимых соединений, которые присутствуют во многих исходных составах глазурей, в нерастворимую форму. Нефриттованные глазури, называемые сырыми, приготавливают из природных компонентов и используют для глазурования фарфора.

Глухие глазури, чаще белого цвета, называют эмалями и используют для маскировки цвета керамики, а также в качестве сырого фона для росписи красками и солями металлов.

Ангобом называют матовое, белое или цветное покрытие, наносимое на керамическое изделие для маскировки цвета изделия, создания рисунка и т.д.. В отличие от глазури нанесенный на поверхность ангоб при обжиге не образует стекловидного слоя, а создает плотный декоративный слой, обладающий некоторой пористостью. В состав ангоба входит глина. Ангоб наносится в виде более густой, чем глазурный шликер, суспензии и всегда на необожженное изделие. Благодаря пористости ангобного покрытия газы, образующиеся в керамическом теле при обжиге, могут выйти через него. Если ангоб наносят несплошным слоем, его называют барботином. Ангобы, образующие тонкие глинистые покрытия в виде глянцевых пленок, иногда называют лаками.

Керамические краски, используемые для декорирования керамики, разделяют на подглазурные, надглазурные и внутриглазурные. Для их производства используют керамические пигменты - соединения переходных металлов (оксиды и некоторые другие), сохраняющие или образующие цвет при обжиге и мало взаимодействующие с расплавом глазури.

Подглазурные краски наносят на высушенное или прошедшее утильный обжиг изделие. Для этого подглазурную краску, содержащую помимо пигмента глазурь, смешивают со связкой (глицерином, раствором сахара и т.п.). После растирания краски ее наносят кистью на поверхность изделия по намеченному контуру рисунка. Иногда используют в качестве подглазурных красок растворы солей металлов в воде или глицерине. Такой способ росписи называют росписью солями. После нанесения краски изделие глазуруют и обжигают.

Надглазурные краски наносят на изделия, прошедшие политой обжиг. Для этого надглазурную краску, содержащую помимо пигмента флюсы - легкоплавкие стекла, придающие блеск краскам и хорошее сцепление с глазурью, смешивают со скипидаром и скипидарным маслом. После быстрой сушки изделия подвергают декоративному обжигу.

Палитра подглазурных красок гораздо беднее палитры надглазурных, что объясняется высокой температурой политого обжига фарфора и, следовательно, требованиями устойчивости к высоким температурам применяемых пигментов. Подглазурные краски обжигают вместе с глазурью при температурах до 1400°С, тогда как надглазурные краски обжигают в отдельном обжиге при температурах 600-900°С.

В табл.1 приведены некоторые химические соединения – соли и двойные оксиды (шпинели), которые используют в качестве керамических пигментов для подглазурного декорирования. Из таблицы видно многообразие оттенков керамических красок. Однако необходимо помнить, что окончательный цвет керамической краски сильно зависит от условий обжига изделия.

Внутриглазурные краски наносят так же, как надглазурные на глазурованное изделие и подвергают скоростному обжигу, при котором краски внедряются в глазурный слой. По температурам обжига и палитре внутриглазурные краски ближе к надглазурным.

Помимо перечисленных выше соединений в качестве керамических пигментов используют для подглазурного декорирования препараты благородных металлов (золота, платины и др.) в виде органических соединений в растворителе, для надглазурного декорирования - люстры - соли смоляных кислот различных металлов, дающие после обжига перламутровый металлический блеск различных цветов.

Керамические краски наносят на изделия следующими способами: ручной живописью - росписью, отводкой, декалькоманией, шелкографией, раскраской штампом, аэрографией (задувкой) или комбинацией нескольких способов.

Роспись проводят вручную, используя для нанесения надглазурных красок или подглазурных красок кисти различной формы. Предварительно краски готовят, тщательно растирая их на стекле в связке. Используя па-литры из красок, уже прошедших обжиг, кальки с нанесенными рисунками, проколотыми через миллиметр (припудривая кальку, наложенную на изделие растертым углем, можно получить контуры будущего рисунка) или без предварительного рисунка наносят мазки краски непосредственно на изделие.

Таблица 1

studfiles.net

Татьяна Дорошенко - Изделия из керамики

Глазурь для декоративной майолики: полевой шпат (14 %), кварц (34 %), доломит (3,9 %), мел (3 %), сода (5 %), бура (16,1 %), сподуменовый концентрат (12 %). Фриттование производят при температуре около 1200 °C. Для глазури берут 93 % фритты и 7 % каолина. Температура разлива – 960 °C.

Полевой шпат (27 %), кварц (27 %), бура (30 %), магнезит (4 %). Для глазури берут 93 % фритты и добавляют 7 % каолина.

При декорировании изделий из майолики и гончарных масс часто применяют цветные глазури. Цвет их обусловлен введением в состав глазури оксидов и солей металлов. Красивые цветовые решения можно получить, если к щелочно-свинцовой глазури (содержащей около 15 % окиси натрия) добавить кобальт – в этом случае глазурь приобретает ультрамариновые оттенки. Если в состав бесцветной глазури входит оксид калия, кобальт сделает ее синей. При введении в кобальтсодержащие глазури оксида меди появятся сине-зеленые оттенки, а наличие оксида марганца придаст ей сиреневые тона.

В щелочно-свинцовых глазурях голубой цвет определяется наличием оксида меди. Если в такую глазурь добавить оксид калия, она станет небесноголубой, если ввести оксид натрия – цвет будет ярко-синим, если оксид цинка – она приобретет сине-зеленый оттенок. А желтый цвет глазури можно получить, введя в свинцовые соединения оксид железа или сурьмы. Бесцветная глазурь станет оранжевой, если в нее одновременно подмешать оксиды железа и сурьмы.

Начинающим керамистам, не искушенным в приготовлении разнообразных составов глазурей, рекомендуем обратиться в магазины с ассортиментом товаров для художников, которые предлагают сейчас очень большой выбор таких красок. Краски и глазури могут изменять цвет после обжига, поэтому, прежде чем красить изделие, не забывайте сделать пробный обжиг краски на небольшом черепке.

Глазурь можно приготовить и самим, используя пустые бутылки. Сначала бутылку нагревают на огне, а потом бросают в холодную воду. Полученные таким образом осколки истолките в металлической ступке. Чтобы мелкие частички стекла не попали вам на руки, привяжите к ручке пестика и к ступке плотный полиэтиленовый мешок. Толките до тех пор, пока стекло не превратится в белый порошок. Постоянно помешивая, аккуратно высыпьте его в посудину с жидким крахмальным клейстером. Готовая глазурь должна походить на жидкую сметану.

В процессе самостоятельного приготовления глазурей не забывайте соблюдать меры безопасности (ведь все химические элементы и их соединения, используемые при изготовлении глазурей, небезопасны для здоровья).

Способы покрытия изделий глазурью во многом похожи на методы декорирования ангобами. Глазурь наносят при помощи кистей или резиновой груши, обливают ею изделие или полностью окунают в раствор.

Влага из глазури впитывается в поры глины, а на поверхности остается пленка порошкового стекла. Помните: перед глазурованием керамический сосуд нужно тщательно очистить, особенно от жирных пятен. Попав на слой жира, глазурь после обжига отслоится.

Предпочтительнее глазуровать изделие, которое прошло первый, так называемый утильный, обжиг.

После глазурования необожженное изделие следует снова подсушить. При обжиге учитывайте, что глазурованные предметы не должны прикасаться друг к другу, иначе глазурь сплавится с глазурью. Поэтому в печь глазурованных изделий помещается меньше, чем неглазурованных.

Нижняя плоскость сосуда не должна быть покрыта глазурью – иначе она прилипнет к обжиговой камере.

Жемчужный блеск эмали

Эмаль – это непрозрачная (глухая) разновидность глазури. Применяется она преимущественно в качестве грунта под керамические краски.

Для "глушения" глазури применяют оксид циркония (9-14 %), оксид олова (7-12 %), оксид сурьмы (9-12 %), оксид цинка (5–6 %), криолит и др. Чтобы получить белую и чистую эмаль, в состав глазури вводят селитру и поваренную соль, которые при фриттовании выделяют много газообразных веществ. Это способствует лучшему перемешиванию массы. Полученную фритту необходимо тщательно промыть горячей водой и освободить от остатков поваренной соли, которая при обжиге может вступить в реакцию с серой, что может привести к браку.

Наносят эмаль методом поливания. Когда она подсохнет, изделие расписывают керамическими красками. Обжигать его можно только после высыхания красок, при этом линии рисунка будто бы тонут в эмали, остаются только нежные и глубокие контуры.

Расписывая глиняные изделия из красножгущихся глин, применяют цветные эмали. Их приготавливают из беложгущейся эмали с добавлением оксидов металлов: оксид хрома (до 1 %) окрашивает эмаль в желто-зеленый цвет, оксид меди (6 %) – в зеленый, оксид железа (до 20 %) – в красно-коричневый, оксид кобальта (до 2 %) – в серо-голубой.

Эмаль для майоликовых масс состоит из следующих компонентов: песок (33,7 %), кристаллическая бура (20 %), калийная селитра (6 %), кремнефтористый натрий (6,35 %), двуоксид титана (14,25 %), борная кислота (19,7 %). Эмаль фриттуют при температуре 1300 °C. К фритте (в мокром помоле) добавляют 5–6 % каолина. Изделия обрабатывают эмалью, имеющей температуру 850–880 °C.

Глиняные изделия отделывают также конторским силикатным клеем. Обожженный предмет покрывают несколькими слоями клея, высушивают и опять обжигают. Теперь на нем образовалась прозрачная и бесцветная стекловидная пленка. Если клей положен толстым слоем, покрытие получится непрозрачным.

После нанесения клея изделие через сито можно припудрить толченым бутылочным стеклом, а потом обжечь при температуре 900–950 °C и медленно охладить.

Силикатный клей при желании окрасьте кобальтом или окисью хрома и полейте или распишите им обожженную глину, а затем снова обожгите в печи.

Техника надглазурной росписи

Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Она хотя и менее прочна, чем подглазурная, но имеет богатую цветовую палитру, так как закрепительный обжиг происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись можно легко стереть тряпкой, смоченной скипидаром или спиртом, а уже обожженную можно исправить повторной росписью с последующим же закрепительным обжигом. Наконец, сам процесс надглазурной росписи более прост, чем подглазурной. Поэтому мы расскажем о ней поподробнее.

Чаще всего любительскую роспись выполняют на блюдцах и тарелках, которые служат потом настенными украшениями. Середину тарелки, точнее ее дно, принято называть зеркалом, а края – бортами. Узкую полоску, нанесенную на борт тарелки, называют отводкой.

По чистоте красок и прозрачности надглазурная живопись напоминает акварельную. Вот почему эскиз росписи тарелки желательно выполнять акварельными красками. Основой декора может быть орнамент, натюрморт или лаконичный пейзаж, которые нужно умело вписать в круг. Всегда помните о чувстве меры: слишком дробная живопись может только "разрушить" изделие, а не подчеркнуть и облагородить его форму.

При выполнении первых работ не стремитесь составлять сложные цвета. Воспроизвести их в надглазурной живописи – задача для неопытного керамиста слаборазрешимая.

Надглазурные керамические краски продаются в виде тонкотертого порошка, который состоит из окислов металла и флюса. Окислы металлов определяют цвет красок, а флюс служит закрепителем. Под действием высокой температуры флюсы оплавляются и накрепко приваривают окислы металлов к глазури.

Перед самой росписью сухие краски смешивают со скипидарным маслом на отдельных палитрах – стеклянных пластинах размером примерно 10 х 15 см. Снизу к каждой пластинке подклейте белую бумагу. На стеклянную палитру насыпьте немного краски, добавьте чуточку скипидарного масла и перемешайте все шпателем до получения вязкой кашицы. К слову, хороший шпатель можно сделать из тонкой стальной линейки, но некоторые краски вступают в реакцию с металлом и загрязняются, поэтому лучше использовать для шпателя рог или пластмассу (рис. 70).

Рис. 70. Инструменты и оборудование: 1 – блюдце со скипидарным маслом; 2 – стеклянная палитра; 3 – шпатель; 4 – баночка со скипидаром; 5 – подставка с кистями; 6 – резачок; 7 – гравировальная игла; 8 – графитный карандаш.

Скипидарное масло приготовьте из терпентинного скипидара, применяемого в живописи. Налейте в блюдце скипидар и поставьте в теплое место. Дней через десять он загустеет и превратится в масло. Но вам понадобится и сам скипидар – он используется, когда нужно во время росписи разбавить краску.

Краски лучше наносить без предварительного вспомогательного рисунка. Но если композиция сложная, набросайте ее контуры на поверхности изделия графитным карандашом. Чтобы он не скользил, слегка смочите поверхность скипидаром. Скипидар подсыхает, карандаш оставляет на изделии четкий след. Если нужно выполнить одинаковую роспись сразу на нескольких предметах, изготовьте из фольги трафарет. На дощечку из мягкой древесины положите лист фольги, а сверху кнопками прикрепите эскиз. Острой иглой наколите по контурам отверстия. Теперь уберите эскиз, а фольгу наложите на поверхность тарелки и припорошите измельченным древесным углем, предварительно насыпав его в марлевый тампон.

Расписывайте, держа тарелку или блюдце в левой руке снизу или положив на стол и поставив сверху специальную скамеечку, на которую опирается рука с кистью. Чтобы провести по борту тарелки отводку, применяйте турнетку. Если вы захотите расписать кафельные плитки, сделайте деревянную подставку.

И скамеечка, и турнетка, и подставка показаны на рисунках 71 а, 71 б).

Рис. 71 а.

profilib.net


Смотрите также